Суббота, 27.04.2024, 04:20
Приветствую Вас Гость | RSS

Районная газета Спасского района "Сельские Зори"

Главная » 2018 » Сентябрь » 21 » Просвещённые настоятели
14:17
Просвещённые настоятели

Уважаемые читатели, сегодня мы открываем на страницах нашей газеты проект «Их имена в истории района». В рамках проекта рады представить вашему вниманию новый цикл публикаций нашего известного краеведа Сергея Ледрова, посвященных приближающемуся 620-летию села Спасского и 90-летию Спасского района. За такую многовековую историю на спасской земле родилось и жило немало людей, которые успешно проявили себя в различных сферах деятельности и стали известны далеко за пределами нашего края. О них и пойдёт речь. Герои первого такого рассказа – лица духовного звания из далёкого XVII века – Павел Маровский и Игнатий Римский-Корсаков.

Главная достопримечательность Спасского района – Маровская Крестовоздвиженская обитель сейчас привлекает к себе немало паломников и просто любителей прошлого из разных уголков России. В 2019 году выйдет в свет книга, где впервые в отдельном издании будет рассказано об истории этого святого места с XVII до начала XXI века. Именно с Марами связаны страницы биографий творческих личностей, с которых мы по праву можем начать перечень самых известных имён в истории Спасского района.

Появление Маровской общежительной пустыни (отдалённого монастыря) связано с именем киевского монаха Матфея. В 1632 году он поселился у церкви села Прудищи, а через некоторое время вместе с местным жителем Иларием перебрался «в безмолвную пустыню» – в местечко под названием Марищи. В начале 1650-х годов пустынь первым в звании игумена возглавил Павел, получивший прозвище Маровский – один из весьма почтенных и образованных иерархов своего времени. Именно при нём были утверждены монастырский устав и построены первые каменные храмы – Крестовоздвиженский собор и Успенская церковь с приделом в честь Собора Архистратига Михаила. Автор «Повести о создании Крестомаровской общежительной пустыни» Макарий Вороновых назвал Павла «добрым пастырем», под крылом которого собралось не менее 80-ти иноков. Всё это свидетельствует о незаурядных организаторских и хозяйственных способностях последнего.

В 1672 году Павел был назначен архимандритом более крупного и богатого Макарьевского Желтоводского монастыря, у стен которого собиралась знаменитая Макарьевская ярмарка. Через четыре года его рукоположили в сан епископа, а затем архиепископа Коломенского и Каширского. С 1681 года он архиепископ Суздальский и Юрьевский. В том же году был возведён в сан митрополита Рязанского и Муромского. Скончался в 1686 году в Рязани.

В истории русской духовной литературы митрополит Павел известен как автор грамоты к архимандриту Богословского монастыря Иосифу и келарю Солотчинского монастыря Пахомию с изложением ошибок и заблуждений в церковных обрядах, замеченных им при объезде Рязанской епархии. В этой грамоте митрополит проявил себя великолепным знатоком текста Священного писания. Кроме того, он был хорошим оратором, говорил проповеди обычно без всякой записи, так что все дивились его познаниям.

Как и большинство иерархов Русской православной церкви, Павел поддержал религиозную реформу патриарха Никона. Начитанность и ораторский дар помогали Павлу убеждать паству в необходимости начатых преобразований. Возглавляемая им Маровская обитель, время его служения в которой как раз и совпало с проведением реформы, осталась верна официальному православию и не впала в раскол.

В игуменство Павла на Марах в 1660-х годах под именем Игнатия принял постриг ещё один представитель плеяды образованнейших людей своего времени и один из первых отечественных историков Иван (или Илья, хотя оба имени спорные) Римский-Корсаков (его произведения, в том числе и упомянутые ниже, сохранились до наших дней). Выходец из древнего московского дворянского рода, он оставил придворную службу и удалился за сотни вёрст из столицы в Маровскую пустынь.

В 1667 году библиотека пустыни пополнилась объёмным сборником тщательно отредактированных и снабженных комментариями переводов житий греческих святых. Уже этот первый литературный опыт Игнатия показал его глубокие познания в греческом языке и Священном писании, отличный стиль письма и редакторские навыки. В том же году Игнатий посвятил игумену Павлу переписанный заново текст Скитского патерика. Так называется сборник изречений и жизнеописаний святых отцов церкви и монахов какого-либо монастыря. Очередной его работой стал Крестомаровский синодик. Синодик — книга поминовения усопших правителей государства, руководителей церкви, монахов и лиц, жертвовавших обители «на помин души». Согласно традиции жертвователи упоминаются в синодиках по знатности и богатству вкладов. Однако в синодике И. Римского-Корсакова представители дворянских родов подчеркнуто перемешаны с именами простых людей — крестьян, ремесленников и даже холопов.

Весной 1673 года Игнатий, по заданию правительства царя Алексея Михайловича, отправился в Запорожскую Сечь с призывом к казакам стать на защиту русских рубежей от нашествия войска крымского хана. Его «Слово к православному и христоименитому запорожскому воинству…» стало ярким памятником средневекового русского ораторского искусства и политической публицистики. Вернувшись на Мары, в 1675–1676 годах он ненадолго возглавил пустынь в звании строителя (такой ранг считался ниже игуменского). От этого времени до нас дошёл ещё один труд просвещённого настоятеля — переписанный им Торжественник. Это календарный сборник житий и похвальных слов, статьи которого изначально предназначались для чтения при богослужении, в поучение верующим.

В 1676 году Игнатий был переведён в Соловецкий монастырь, только что усмирённый царским карательным отрядом из-за приверженства его монахов к расколу. Здесь бывший маровский настоятель, получив должность церковного уставщика, призван был устранить «разномыслие» в обрядах, послужившее перед этим важным мотивом знаменитого Соловецкого восстания.

Четыре года спустя он переехал в Москву руководить Соловецким подворьем, а ещё через три года стал архимандритом Спасо-Ярославского монастыря. В 1684 году был поставлен во главе царского родового монастыря Спаса на Новом в Москве. Тогда же Игнатий начал активно участвовать в общественно-политической борьбе на стороне родственников первой жены царя Алексея Михайловича Милославских, с которыми род Корсаковых имел общего предка. С целью признания древнейшего происхождения Корсаковых и Милославских Игнатий и создал свой самый известный исторический труд «Генеалогию явленной от Сотворения мира фамилии, несравненного древностию времени роду… Корсаковых-Римских». Эта «Генеалогия…» признана вершиной «родословной» дворянской историографии в России XVII века. В ней история отдельного дворянского рода даётся на широком историческом фоне. Причём особое внимание автор сосредоточил на античном периоде истории человечества, естественно, воспринимая её в духе своего времени через греко-римскую мифологию. Кроме того, в этом труде впервые в России была применена методика написания научной монографии: сформулированы критерии оценки достоверности источников и принципы их истолкования, введено требование точных ссылок на используемые тексты.

Вместе с тем в других трудах Игнатий продолжал отстаивать идею бескомпромиссной борьбы с османско-крымской агрессией в Европе, став идеологом внешнеполитического курса правительства царевны Софьи Алексеевны, направленного на расширение южных границ. Современные историки также высказали мысль, что возможно «убеждения Игнатия повлияли на молодого Петра, сразу же после получения самостоятельной власти принявшего решение о начале Азовских походов (1695—1696 гг.)».

С усилением в Москве Нарышкиных, приблизившихся к престолу, благодаря другой жене царя Алексея Михайловича, положение Игнатия осложнилось. В 1692 году он был отправлен в почётную ссылку — митрополитом Сибирским и Тобольским. Однако и в далёкой Сибири иерарх продолжал не только церковно-административную, но и общественно-политическую деятельность. Активно боролся со старообрядцами, участвовал в установлении добрососедских отношений между Россией и Китаем. По возвращении же в Москву был объявлен душевнобольным и отправлен «на покой», а по сути заточение, в Чудов монастырь, затем переведён в Симонов монастырь, где в 1701 году и скончался.

В XIX веке в семьях священнослужителей сёл Ивановское и Монастырский Ватрас родились ещё два человека, получившие известность на историческом и медицинском поприщах — Владимир Золотницкий и Иван Вишневский. О них мы расскажем в следующий раз.

Сергей Ледров, кандидат исторических наук.

Категория: Малая родина | Просмотров: 716 | Добавил: Ripty | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Меню сайта
Погода
Яндекс.Погода
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Архив записей
Наш опрос
За что вы любите Масленицу?
Всего ответов: 38
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0