Среда, 24.04.2024, 11:52
Приветствую Вас Гость | RSS

Районная газета Спасского района "Сельские Зори"

Главная » 2018 » Апрель » 28 » Вверх по Уронге
14:31
Вверх по Уронге

В одном из первых очерков-путешествий уже было отмечено, что населённые пункты Спасского района в основном сгруппированы по берегам рек. Судя по сведениям из самых ранних дошедших до нас писцовых описаний, наиболее древние населённые пункты, из ныне существующих, появились в долине речки Уронги (встречается и название Урынга). Это восточная окраина Спасского района, ближе всех расположенная к Курмышу – первоначальному административному центру местных земель. Ведь современное село Курмыш Пильнинского района когда-то было уездным городом, основанным ещё в XIV веке. Территориальная близость уездной столицы и стала одной из причин раннего появления постоянного населения на берегах Уронги.

Старейшим населённым пунктом здесь является село Антоново. Как деревня оно упоминается ещё в 1608 году. И в нынешнем году отмечает 410-летие со времени первого упоминания. Причём это одно из немногих в Спасском районе селений, имя основателя которого (не легендарного, а исторического лица) нам известно точно. Его звали Антон Петров. Он был старшим родственником патриарха Никона, вотчиной которого Антоново стало в середине XVII века по указу царя Алексея Михайловича. Уникальность данного факта состояла в том, что ни до ни после этого русские патриархи личных земельных владений не имели. Примечательно Антоново и тем, что пойма реки Урги около этого села является особо охраняемой природной территорией Нижегородской области как место гнездования птиц.

Ниже по течению Уронги, которая впадает в Ургу у Антонова, расположено следующее старейшее селение Спасского района – Быковы Горы, в прошлом оно же называлось Симаново. Уже в начале 1620-х годов это было единственное в округе приходское село с деревянной Казанской церковью. Храм потом перестраивался, но до наших дней не сохранился. В исторических документах встречается ещё одно необычное название села – Новый Иерусалим. В знак принадлежности Воскресенскому Новоиерусалимскому монастырю на реке Истре в Подмосковье.

Напротив Быковых Гор, на противоположном берегу Уронги, находится деревня Турбанка. Основана она была в 1622 году в восточной части Спасской вотчины Нижегородского Благовещенского монастыря. И если само Спасское дореволюционного периода мы называем торгово-промышленным селом, то Турбанку по праву можно считать торгово-промышленной деревней. Именно в ней в 1912 году появилось самое крупное промышленное предприятие Васильсурского уезда, а потом Спасского района – Турбанская льнопрядильно-ткацкая фабрика. А ранее, в XIX веке, турбанцы, как в прочем и некоторые жители Антонова и Быковых Гор, с успехом проявили себя в торговой деятельности, занимаясь скупкой и переработкой различных видов животного сырья.

Это не могло не отразиться на внешнем облике деревни, на улицах которой среди небольших бревенчатых изб появились полукаменные, а затем полностью каменные дома капиталистых крестьян. Одно из таких строений расположено по адресу ул. Рабочая, 82. Дом принадлежал семье кожевенного промышленника Петрухина. Необычен он тем, что является самой старой сохранившейся жилой постройкой в Спасском районе. Нижний этаж дома, предназначенный для кладовой, кирпичный. Его украшают кованые двустворчатая дверь и дверцы окон. Жилой этаж - деревянный, по верху которого размещён резной карниз с растительным орнаментом и мифическими русалками, а с боку вырезана дата 1857 год – середина XIX века!

С конца XIX века в Турбанке и за её пределами получил известность другой местный предприниматель, васильсурский временный купец второй гильдии Алексей Иванович Сорокин. Для своей семьи в 1880 году он выстроил двухэтажный каменный дом, который также сохранился (ул. Нагорная, 39). На здании установлена мемориальная доска в память о его владельце. А.И. Сорокин со своими сыновьями и стал основателем льнопрядильно-ткацкой фабрики в Турбанке, архитектурный комплекс которой – главная достопримечательность деревни. В нижегородской глубинке найдётся немного подобных образцов промышленной архитектуры дореволюционного и раннего советского периодов. В Тубанаевке, например, от кожевенных заводов уже мало что осталось.

Турбанская фабрика в Нижегородской губернии стала вторым предприятием отрасли, после Молитовской льнопрядильно-ткацкой мануфактуры, открытой в 1897 году в деревне Молитовке (совр. Ленинский район Нижнего Новгорода). И построена была по её подобию, только в меньших масштабах. Вдали от крупных индустриальных центров и железных дорог Сорокиным удалось создать для того времени современное, технически оснащённое предприятие с предельно возможной тогда механизацией производственного процесса, электрическим освещением и телефонной линией. Свою основную продукцию – льняные мешки фабрика выпускала до 1997 года, после чего начался период её постепенной ликвидации.

Путешественники, проезжающие по дороге Спасское – Курмыш, порой теряются в догадках, что за постройки они видят. Комплекс фабричных кирпичных зданий включает в себя двухэтажную контору, соединённую переходом с производственными помещениями, прядильным и ткацким цехом. Последний был пристроен в 1927 году. До этого времени владельцам фабрики приходилось отправлять льняную пряжу на другие ткацкие предприятия. Тогда же появился и отдельно расположенный корпус силовой станции, на котором сохранилась надпись «Турбанская фабрика НГСНХ». Аббревиатура расшифровывается как Нижегородский губернский совет народного хозяйства, в ведении которого находилось это предприятие после его национализации в 1918 году. Кстати, стены ткацкого цеха сложены из кирпича, оставшегося от взорванного собора Свято-Троицкого монастыря в селе Спасском.

По другую сторону курмышской дороги вдалеке на возвышенности виднеется ещё одна каменная постройка – Спасо-Преображенская церковь в Масловке. Такой населённый пункт на правом берегу Уронги впервые упоминается в 1615 году. Тогда это была деревня Мацнево – поместье дворян Мацневых. Потом деревня стала называться Мацневка, или Мацновка, и наконец Масловка.

В XVIII веке совладельцами Масловки стали помещики Зыбины. Один из них, Василий Зыбин, в 1750 году вместо первой деревянной построил в селе каменную Спасо-Преображенскую церковь. Возведён этот храм был по канонам распространённого тогда в отечественной архитектуре стиля барокко. Причём в Нижегородской губернии масловская церковь стала первой постройкой так называемого провинциального барокко. Здание представляет собой комбинацию многогранников и устремлено вверх. Нижний ярус молельного зала имеет кубический объём, то есть форму четырёхгранника (четверика), каждая сторона которого поверху заканчивается треугольным фронтоном. Верхний ярус заключён в восьмигранник (восьмерик) с большим куполом, увенчанным одной главой с кованым крестом. Такая архитектурная форма «восьмерик на четверике» (только в меньших размерах) повторена и в колокольне, соединённой с молельным залом трапезной. Алтарь имеет форму пятигранника. Характерный для барокко декор в виде «ушастых» наличников украшает дверные и оконные проёмы.

Архитектурные особенности масловской церкви резко отличают её от остальных приходских церквей, сохранившихся на территории Спасского района, возведённых позже, и молельные залы которых, за исключением ещё новоусадской церкви, венчает каноническое пятиглавие. К тому же Спасо-Преображенская церковь в Масловке – это самая старая каменная постройка в нашем крае. Ей без малого 270 лет! Храм официально является памятником истории и культуры регионального (областного) значения, что, к сожалению, не спасает его от постепенного разрушения (с полным списком объектов культурного наследия Спасского района можно ознакомиться на сайте ledrov.ru. – Прим. авт.).

Находясь в Масловке, нельзя не вспомнить о том, что это единственное в Спасском районе село – родина сразу двух Героев Социалистического Труда. Такой высшей степени отличия в труде были удостоены З.И. Билецкая, работница завода имени Я.М. Свердлова города Дзержинска, и А.И. Шибаев, первый секретарь Саратовского областного комитета КПСС, член Президиума Верховного Совета СССР.

В старину через Масловку пролегала большая дорога, связывавшая Курмыш с Арзамасом и Москвой. На некотором расстоянии от села (в сторону Арзамаса) она пересекалась с дорогой из Васильсурска в Сергач. В начале XVII века вдоль этих торговых путей были расселены курмышские служилые татары, потомки которых проживают на территории Спасского района до сих пор.

Сергей Ледров,

кандидат исторических наук.

Категория: Малая родина | Просмотров: 1180 | Добавил: Ripty | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Меню сайта
Погода
Яндекс.Погода
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Календарь
«  Апрель 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Наш опрос
Нужно ли, на ваш взгляд, ввести в школах района единую форму для учителей?
Всего ответов: 97
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 3
Пользователей: 1
GlavRed