Давно закончились и остались в прошлом события Великой Отечественной войны, но память о них жива и сегодня. Эта жестокая война унесла миллионы жизней, опалила каждого советского человека: и мужчин, и женщин, и, конечно же, детей. И может быть, именно на плечи детей она легла тяжким бременем. У них было отнято беззаботное, радостное детство. Спасчанка Лидия Ивановна Галкина не понаслышке знает, что такое война, она родилась весной 1941 года.
Лидия Ивановна была последним, шестым ребёнком в семье. В Долгом Поле, где она жила, в первые дни войны забрали на фронт почти всех мужчин. Вскоре ушёл на войну и отец Лидии.
– Сначала нам пришло известие, что папа пропал без вести, а потом похоронка, но мама долго не хотела в это верить, – рассказывает Лидия Ивановна. – В то время у нас в селе очень много кочевало цыган, и однажды цыганка пришла к нам в дом погадать. Она сказала, что отец жив и в скором времени нам придёт письмо, а потом он и сам вернётся домой. К нашей радости, так всё и сложилось. В 1945 году отца демобилизовали. Когда соседи сказали, что идёт тятя домой (так я звала своего отца), я с великой радостью побежала его встречать. Но когда он взял меня на руки, я подумала, что это чужой дядя, так как в лицо его помнить не могла. Тятя приехал не с пустыми руками, привёз нам гостинец – ржаных сухарей. Ой, какие они были вкусные, размоченные в подсоленной воде!
Как и многие другие семьи, семья Лидии Ивановны жила очень плохо – почти так же, как блокадники Ленинграда. Хлеб пекли из картошки, чуть добавляя муки для связки, в избе было так холодно, что вода замерзала, дров не было, печь топили соломой и хворостом, который по ночам вывозили из леса, пока не видел лесничий. В летнее время было легче, переходили на так называемый подножный корм, ели пестушки (хвощ полевой), дикарки, щавель, козловки, шкерду. Мама, старшие братья и сёстры Лидии почти целыми сутками работали на колхозных работах.
– Когда тятя вернулся домой, стало легче, – вспоминает Л.И. Галкина. – Он старался всем помочь. В селе было очень много вдов, их мужья не вернулись с фронта, так отец никому ни в чём не отказывал, у него были золотые руки и добрая душа. А ещё он был сильным и волевым человеком: от ранения в коленном суставе у него застряла пуля, так вот он без обезболивающих средств сам её достал, и долго эта пуля у нас лежала за иконой на божнице. А вообще тятя не любил говорить о войне, больше отмалчивался, поэтому я очень мало знаю о том, где он воевал на фронте.
Несмотря на трудное послевоенное время, Лидия Ивановна окончила 10 классов. В школу с деревянной сумкой, которую ей сделал отец, она ходила за пять километров в соседнее село в любую погоду. Волевые качества, доброта и оптимизм ей достались от отца, она никогда не унывала и всегда смело шла только вперёд.
Трудовую деятельность Л.И. Галкина начала в должности бухгалтера в исполкоме Высокоосельского сельсовета. Затем вместе с мужем переехала в Спасское, где продолжила трудиться бухгалтером Спасского исполкома, потом секретарём. Более 20 лет Лидия Ивановна работала главным бухгалтером в Спасском хозрасчётном ремонтно-строительном участке (ХРСУ).
Будучи на пенсии, героиня нашего повествования не сидела на месте, несколько лет она возглавляла Спасскую первичную организацию ВОИ в с. Спасское, пела в хоре ветеранов «Вечно молодые», в 2016 году была признана лауреатом конкурса «Человек года» в номинации «Ветеран года». За свои профессиональные заслуги, активную жизненную позицию Л.И. Галкина получила звание «Почётный гражданин села Спасское».
Кроме того, Лидия Ивановна счастливая мама троих детей, а ещё у неё 5 внуков и 11 правнуков. И все они непременно придут и поздравят её с Днём Победы. Для неё этот праздник – один из самых радостных и значимых.
– Мы, дети войны, всегда будем помнить подвиги наших отцов, матерей, дедов и братьев. Именно они ценой своей жизни смогли отстоять независимость нашей страны, мир на Земле, – говорит Л.И. Галкина. – Война – это самое страшное, что может быть на свете, поэтому мы должны беречь то, что у нас есть, ценить мир и радоваться каждому прожитому дню, что я и стараюсь делать, – заключила наша собеседница.
Ольга Домнина.
Фото Ивана Соловьёва. |