Шёл 1943-й год. 16-летний Салахетдин жил с родителями в Татарском Маклакове, учился в школе в соседнем Русском Маклакове, что в нескольких километрах ходьбы. Он был очень любознательным парнем и с интересом познавал азы науки. Жизнь складывалась бы хорошо, если бы вот уже два с лишним года в стране ни гремела война. А значит, повестка на фронт могла прийти в любой момент…
И вот, в декабре повестка из военкомата пришла, и Салахетдин со школьной скамьи ушёл на защиту Родины. Его и ещё четверых мобилизованных парнишек-земляков отправили на санях в Сергач. Оттуда по железной дороге новобранцев доставили на учебную подготовку в Горький и сразу же определили в 45-й прожекторный полк.
За месяц юноша получил специальные навыки управления артиллерийским орудием. Затем солдатская судьба стала кидать Салахетдина с места на место. В Великих Луках сформировали зенитно-артиллерийский полк противовоздушной обороны, вооружили солдат сорокамиллиметровыми зенитными установками. С. Жамалетдинов значился первым номером в своём боевом расчёте, чем особо гордился. В его задачи входило вычисление координат вражеских самолётов.
После Великих Лук были Псков, Старые Русы, Ржев. Во всех этих местах зенитно-артиллерийский полк охранял воздушное пространство от фашистских самолётов над стратегически важными объектами. Усиленно оборудовались огневые позиции, строились землянки. Шло круглосуточное боевое дежурство. Солдаты ждали врага и днём и ночью.
- Днём обычно было спокойно. Фашисты, не торопясь, вычисляли, где мы находимся, - вспоминает Салахетдин. – Но вот ночью мы были особенно напряжены – именно в тёмное время суток происходили целенаправленные атаки с воздуха. Шквалом огня встречали мы непрошенных гостей. А если враг всё-таки прорывался, то в первую очередь бомбил нас, а затем объекты инфраструктуры – мосты, аэродромы. Крепко нам доставалось. Односельчане в Татарском Маклакове потом шутили: «Ты родился в рубашке, раз пришёл с войны без ранений». Трудно не согласиться.
Последняя военная точка, куда перебросили зенитчиков – Варшава. Там приходилось не только защищать небо от захватчиков, но и с винтовкой в руках уничтожать бандитов, которые укрывались в лесах и исподтишка совершали налёты на расположение советской армии, терроризировали мирное население. В Польше Салахетдин и встретил известие о Победе. Однако военная служба для него не закончилась. Несколько лет он служил в Латвии, охранял самолёты, склады ГСМ.
Домой фронтовик пришёл лишь в 1950-м.
Участник войны гордится своими многочисленными военными орденами и медалями. Порой, развязывая пожелтевшие от времени фронтовые реликвии, нежно поглаживает их старческой рукой, задумавшись о чём-то своём…Стереть из памяти годы фронтового лихолетья невозможно.
- Меня иногда спрашивают: «Как живёшь, фронтовик?», а я отвечаю: «Нормально живу», - говорит 91-летний С. Жамалетдинов. - Здоровье пока есть, крыша над головой тоже, заботу родных и близких ощущаю постоянно. Сейчас со мной живёт сын Шамиль с женой Галиёй, они с меня глаз не сводят. Спасибо им за это большое!
На праздники в гости к отцу и деду приезжают и другие дети, а также внуки, правнуки. В большом уютном отчем доме места всем хватает. Несмотря на столь преклонный возраст, ветеран по-прежнему внимателен к людям и доброжелателен. Всем, кого встретит, желает здоровья!
Вот и нам нужно в очередной раз сказать спасибо за ратный и трудовой подвиг всем участникам войны и труженикам тыла нашего района, пожелать им долгих и счастливых лет жизни. С наступающим вас Днём Победы – праздником, который вы ковали на своих собственных плечах!
Алексей Митряков.
Фото автора. |