Одной из особенностей Спасского района является многонациональный состав его населения. Наряду с Краснооктябрьским и Пильнинским районами он входит в число административно-территориальных единиц Нижегородской области с наименьшей долей русского населения (не более 80 %). Второй по численности нацией, представители которой проживают в нашем крае, являются татары. Они поселились тут, как минимум, четыре столетия назад и также по праву могут считаться коренными жителями этих мест, бережно хранящими самобытную культуру своих предков. Татары Спасского района этнически относятся к татарам-мишарям – одному из субэтносов татарской нации. Их предками являются курмышские служилые татары, перешедшие в подданство русского царя и получившие за это поместья на юго-востоке современной Нижегородской области. По региону проживания «наших» татар зовут также сергачскими, или нижегородскими татарами.
Татарские селения Спасского района можно разделить на две группы по компактному расселению. Первая группа – это населённые пункты Базловского сельсовета: село Базлово, деревни Ишеево и Тукай. Во вторую группу входит одно из самых крупных татарских сёл Нижегородчины – Татарское Маклаково. Точные даты основания всех названных населённых пунктов не установлены. Ишеево и Татарское Маклаково известны с 1613 года, Тукай (в прошлом Парша) – с 1617 года, Базлово – с 1618 года. Так что в нынешнем, 2018 году у последнего юбилей – 400 лет со времени первого упоминания в историческом документе «земли базловских татар».
Предание гласит, что до расселения служилых татар в окрестностях Базлова и Ишеева проживали чуваши. Здесь до сих пор известны места, где располагались две чувашские деревни. Территория одной из них является местной достопримечательностью. В верховьях речки Керемят у Ишеева есть священный колодец, к которому чуваши, уже после переселения отсюда, продолжали совершать паломничества. Рядом с колодцем сохранились чувашские захоронения. Есть тут и загадочный курган, который зовётся маром. Кстати, возвышенности с таким названием встречаются и в других местах. Существует даже посёлок Красные Мары. Ишеевский мар считается могилой какого-то монголо-татарского военоначальника, хотя это всего лишь легенда.
Как известно, татары являются приверженцами ислама. Такая религия наложила отпечаток и на внешний облик селений, архитектурными доминантами которых стали мечети с конусообразными минаретами, увенчанными полумесяцем. В Ишееве и Базлове до наших дней сохранились две такие культовые деревянные постройки XIX века. Обе они являются памятниками истории и культуры регионального (областного) значения. В 2000-х годах в Ишееве была выстроена ещё одна, каменная, мечеть ставшая архитектурным украшением деревни. Издалека мечеть выглядит круглой, хотя на самом деле она выполнена в форме многогранника, купол которого напоминает татарский национальный головной убор тюбетейку. К северной стене мечети примыкает высокий заострённый минарет, а с юга пристроен михраб. Так называется ниша в стене мечети, указывающая направление на священный город мусульман Мекку. В михрабе во время богослужения молится имам (руководитель мечети).
Если посмотреть на карту, то нетрудно заметить, что Ишеево, Базлово и Тукай расположены друг за другом в том же направлении, что и пролегающая недалеко от них дорога Воротынец – Сергач. Охрана этой дороги, видимо, являлась обязанностью служилых татар, ввиду чего становится понятным и порядок их расселения здесь. Четвёртое же татарское селение Спасского района расположено вдоль бывшей Большой Курмышской дороги. Это Татарское Маклаково.
В начале XX века число его жителей приближалось к шести тысячам. Сейчас же постоянного населения тут осталось около одной тысячи человек. Основой экономического благополучия многих местных семей в прошлом было не сельское хозяйство, так как земли не хватало, а отхожие промыслы. В том числе и такой экзотический промысел как вождение медведей, обученных различным премудростям. Маклаковские татары переняли его, видимо, из соседнего Сергача, в прошлом являвшегося центром медвежьего промысла в Нижегородском крае. Вожаки ходили с «генералом Топтыгиным» по ярмаркам и сёлам, устраивали на потеху публике так называемые медвежьи комедии. В 1860-х годах подобный промысел запретили. Медвежатникам пришлось заняться другими заработками, например мелочной торговлей.
В XVIII-XIX веках нижегородские татары пережили политику христианизации, в результате которой они стали разделяться на некрещёных и крещёных татар (последних ещё называли новокрещенами). В середине XIX века самая крупная группа татар-новокрещенов Нижегородской губернии проживала в Татарском Маклакове. Однако задуманных целей политика христианизации не достигла. Мишари так и не отвернулись от своей традиционной религии – ислама. В дореволюционный период над Татарским Маклаковом возвышалось семь деревянных мечетей. Однако в советское время их разрушили. И лишь в 1990-х годах были возведены новые деревянная и каменная мечети.
Хотя в Татарском Маклакове сохранились и дореволюционные постройки. Например, дом 1883 года постройки, фасад которого богато украшен деревянной резьбой (ул. Набережная. 84).
Есть здесь и ещё одна достопримечательность, которую лучше всего просматривать с высоты. Хорошо заметна она и на спутниковой карте этой местности. В 1985 году у въезда в село старшеклассниками Татаромаклаковской средней школы был заложён парк. Необычен он тем, что посаженные здесь деревья образуют число 40, так как парк посвящен 40-летию Великой Победы.
Татарские сёла Спасского района интересны и с точки зрения событийного туризма. Летом в них ежегодно проводится национальный праздник плуга – Сабантуй. В этот день татары издревле отмечают завершение весенних полевых работ. Во время праздника выступают национальные самодеятельные коллективы, организуются разнообразные спортивные соревнования. Самым интересным и зрелищным состязанием является татарская национальная борьба «Кэряш» – разновидность борьбы на поясах. Кроме этого, с 2004 года в Татарском Маклакове проводится ежегодное первенство Спасского района по такому виду спорта. Возрождение борьбы «Кэряш», а также вовлечение местных ребят в занятия по борьбе самбо стало возможным благодаря стараниям преподавателя местной средней школы Азата Магжанова. Его воспитанники уже не раз становились призёрами региональных и Международных соревнований. Больших успехов на этом поприще достиг и один из самых знаменитых уроженцев Татарского Маклакова Зяки Умяров. Он является чемпионом и призёром чемпионатов СССР, чемпионом мира, обладателем Кубков СССР и мира, заслуженным мастером спорта СССР и заслуженным работником физической культуры Российской Федерации.
Среди других известных татар Спасского района следует назвать Сабита Абызова — доктора биологических наук, известного специалиста в области микробиологии Антарктиды, организатора и участника совместных исследований Института микробиологии АН и Горного института на антарктической станции «Восток» (Татарское Маклаково), Марифю Исакову — врача, кавалера ордена Ленина (Ишеево), Гаяза Закирова — председателя Духовного управления мусульман Нижегородской области (Ишеево).
… За западной окраиной Татарского Маклакова начинается местность, которую татаромаклаковцы зовут «рубож», то есть рубеж. Так издавна определяется граница двух сёл-тёзок, которые населяют представители разных наций – Татарского Маклакова и Русского Маклакова. Последнее село, а также расположенные за ним Ключищи и станут целью нашего следующего, завершающего путешествия по Спасскому району.
Сергей Ледров,
кандидат исторических наук. |