На рубеже XIX-XX веков в нашем крае получила широкое распространение кустарная промышленность. Отличавшаяся значительным локальным разнообразием и соотносившаяся с жизнью населения городов и сёл, она заняло видное место в развитии российского предпринимательства. Изучение такого вида промышленной деятельности позволяет расширить знания об истоках низшего слоя предпринимателей нашей страны и Нижегородского Поволжья в частности.
Всё разнообразие товаров, производимых крестьянами-кустарями Спасской и окрестных волостей Васильсурского уезда, можно было видеть на местных Спасской и Маровской ярмарках, на которые свозились выделанные кожи, обувь, одежда, клей, щепной товар, железные и глиняные изделия. К последним относились и кирпичи. Ведущим центром их производства в уезде был Новый Усад. Однако небольшие кирпичные заводы располагались и в других сёлах, в частности в Елховке.
Владельцы таких заведений заготовляли всё необходимое для производства кирпича: бачки, кадки, вёдра, лопатки, рогожи, а также нанимали рабочих для доставки к заводам воды, песка, глины и дров. Мастера-кирпичники, нанятые хозяевами заводов, самостоятельно подбирали рабочих для мески глины, выделки и резки кирпича, складывания и выгрузки его из печи. Работа велась в специально устроенных заведениях – кирпичных сараях. В начале XX века изготовлением кирпичей в Елховке занимались Степан Николаевич Туйцин (младший), Николай Николаевич Туйцин и Алексей Фёдорович Бреткин. Во время коллективизации их раскулачили, а заводы разрушили. Кирпичные сараи располагались в Демидихе, около Елховки, по берегу реки, на ровной площадке напротив запруды. Сейчас на этом месте остались только небольшие ямы. Наём на заводы обычно производился артелями. В состав артели входило несколько «схваток» (схватка – бригада из 3-4 человек: копальщика, топтальщика и обжигальщика – Прим. авт.). Из местных жителей, например, на заводе работали И.В. Синягин, Ф. Свилёв, С.И. Коротков. У кирпичников существовало разделение труда: одни копали и возили глину, которой в окрестностях Елховки очень много, другие топтали (месили) её, третьи делали из этой смеси кирпичи, четвёртые – их обжигали. Свежеприготовленные кирпичи ставились рядами на ребро и 2-3 дня проветривались. Затем переворачивались и оставлялись ещё на 2-3 дня. Каждый мастер перед обжигом ставил клеймо на кирпич. После этого кирпичи укладывались в клетки с промежутками и обжигались в горне. Иногда одним горном пользовались несколько мелких кирпичников. Вообще всё устройство и приспособления были примитивными. И из-за недостатка средств мало было стремления их совершенствовать. Работа по изготовлению кирпичей начиналась в мае, а заканчивалась порой в октябре. Но чаще всего окончание работ выпадало на август-сентябрь. По воспоминаниям Марии Васильевны Мыховой, помимо производства кирпичей в Елховке изготовляли черепицу. Вся эта продукция шла на продажу на ярмарках и для строительства домов в самой Елховке.
Многие каменные дома в Елховке отобрала советская власть. По воспоминаниям Валентины Евстафьевны Мыховой, в большом доме на Малом Завраге жил купец Иван Комин. Его раскулачили и сослали в Сибирь, но он сбежал и скрывался где-то неподалёку от Елховки. Он даже не смог присутствовать на похоронах жены и на её могилу приходил ночью.
Дом конфисковали и сделали из него пекарню, а в кладовой торговали керосином. Потом здание выкупил родственник Комина – Василий Мыхов.
Проходя по улицам Елховки, мы видим очень много каменных и полукаменных домов, сделанных из местного кирпича. Они и сейчас являются украшением села.
Подготовлено Александром Тябиным
и Лидией Жировой.
Фото Нины Царьковой. |