Четверг, 21.11.2024, 17:51
Приветствую Вас Гость | RSS

Районная газета Спасского района "Сельские Зори"

Главная » 2018 » Март » 30 » Новый Усад и его округа
10:08
Новый Усад и его округа

Путешествуя по Спасскому району, на своём пути мы второй раз пересекаем речку Ватраску. Теперь уже в её нижнем течении. Здесь, на её левом берегу, расположен Новый Усад (Новая Деревня, а то и просто Деревня). Возник он в XVII веке и долгое время действительно считался рядовым населённым пунктом – деревней. Лишь в начале XX века Новый Усад получил статус села, благодаря тому, что в нём была возведена (последняя по времени постройки в Спасском районе) каменная приходская церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Данный храм является главной местной достопримечательностью, отличной от других культовых сооружений округи как по месторасположению, архитектуре, так и по особенностям религиозных обрядов, для исполнения которых первоначально предназначалась. К слову, сами новоусадцы в большинстве своём до последнего не поддерживали решения Нижегородской епархии о строительстве этой церкви и не хотели выделять землю под храм.

Причиной подобного поведения местных жителей явилась их обеспокоенность за судьбу духовных традиций предков. Новый Усад в Васильсурском уезде являлся крупным центром староверия. Недаром за новоусадцами закрепилось прозвище кулугуры (так в народе звали старообрядцев). В частности тут получило распространение поморское согласие, не признающее институт священства. Местные поморцы проводили богослужения в молельнях под руководством наставников из числа мирян, а воды Ватраски, как и палестинского Иордана, считали священными. В этой реке новоусадцы крестили детей и венчали молодожёнов, окунали в неё больных, веря в её целительные свойства.

С целью ослабления влияния поморских наставников в Новом Усаде была создана небольшая община старообрядцев-единоверцев, к которым официальное православие относилось более лояльно. Сторонники единоверия сохранили древние богослужебные чины, однако признали иерархическую юрисдикцию Московского Патриархата. Этой группе верующих и были выделены деньги на возведение собственной приходской церкви. Участок под строительство нашёлся только на окраине деревни. Однако из-за этого вид на храм не стал менее прекрасен, как если бы он (храм) был размещён в центре селения.

Казанская церковь Нового Усада – яркий образец кирпичной архитектуры. В её декоративном убранстве преобладают черты подражания древнерусскому зодчеству. В частности, яркими деталями фасада являются килевидные кокошники, обрамляющие узкие оконные проёмы и основания узких барабанов глав. Пояс из мелких кокошников (чем-то напоминающий знаменитый аркатурный пояс храмов Владимиро-Суздальской Руси) мы видим также на внешних стенах молельного зала и алтарной апсиды. Верх молельного зала обрамлён поясом из небольших квадратных углублений – ширинок. Такими же, но более крупными и расположенными вертикально элементами декора украшена колокольня. Кроме того, по горизонтали фасад церкви разделён тремя карнизами в виде выступающих кирпичей: по нижней линии окон, над поясами кокошников и ширинок. Благодаря всему этому храм выразительно смотрится на фоне лугов ватрасской поймы и похож на небольшой старинный замок.

Хотя в отличие от других приходских церквей округи новоусадская скромна по размерам, её молельный зал венчает не пятиглавие, а лишь одна небольшая глава, отсутствует полноценная трапезная, которая в классическом типе православного храма под названием «корабль» соединяет молельный зал и колокольню, да и сама колокольня по верху идёт вровень с основным зданием. В годы советской власти в храме располагалась колхозная мельница, что, естественно, печальным образом сказалось на его сохранности. Сейчас церковь возрождается и есть надежда, что она по-прежнему будет радовать глаз своей необычной архитектурой.

Для строительства Казанской церкви использовался кирпич местного производства. Эта отрасль кустарной промышленности тут получила широкое развитие. Вдоль Ватраски стояли многочисленные кирпичные заводики. Кроме того, близость Тубанаевки способствовала распространению в Новом Усаде и выделке кож. А в начале XX века в селе был открыт пряжекрутильный завод Блиновых, в основе которого в советский период были созданы сетевязальная промысловая артель «Красный Труженик», а затем ткацкий цех Спасского промкомбината.

Недалеко от Нового Усада, выше по течению Ватраски, расположено, к сожалению, почти вымершее село Латышиха. Название это – одно из самых необычных среди топонимов Спасского района. Впервые мы встречаем его в писцовой книге 1620-х годов как пустошь Латышиха. Принадлежала ли она представителю латышской национальности, или человеку, носившему латы, латнику, то есть, военному, или обосновавшиеся тут люди говорили неразборчиво, картавили (в русском языке есть соответствующий диалект «латышать»)?.. Неясно. До революции 1917 года в Латышихе тоже существовала община поморцев, и действовал завод крестьян Сусленниковых, входивший в число наиболее крупных предприятий Тубанаевского района кожевенного производства.

В другом местном селе – Ивановском жизнь ещё теплится. Когда-то оно было расположено на оживлённом месте, у дороги из Спасского в Бармино и Нижний Новгород. Здесь через Ургу был сооружён мост. На правом, ивановском, берегу ещё просматривается участок дорожной насыпи с булыжной мостовой. В центре села возвышалась каменная Казанская церковь. Сейчас от неё мало что осталось. После разрушения храма в советский период каким-то образом сохранился один из колоколов, который ещё долго висел посередине улицы, приковывая взгляды любопытствующих, но потом и его не стало. Кстати, в 1853 году в семье священника местной церкви родился В.Н. Золотницкий – известный врач, специалист по вопросам туберкулёза, краевед и общественный деятель, друг М. Горького.

Примечательно Ивановское и тем, что это родина полного георгиевского кавалера Василия Романовича Волкова. Такого почётного статуса он был удостоен за подвиги, совершённые в период Русско-японской войны 1904-1905 годов, на которой получил четыре ранения, попал в плен. Однако последнее обстоятельство нисколько не умалило его боевых заслуг перед Отечеством. Погиб наш земляк уже в начале Первой мировой войны под Варшавой. Похоронен в Ивановском. На сельском кладбище сохранился гранитный памятник на могиле Волкова. По сути, это памятное место не только районного, но и областного значения. Ведь в Нижегородской области известно не так уж много мест захоронений полных георгиевских кавалеров.

По воспоминаниям старожилов, император Николай II выделил деньги, на которые был выстроен каменный дом для семьи В.Р. Волкова. Кстати, кроме него, из уроженцев Спасского района Георгиевских крестов всех четырёх степеней были удостоены Иван Петрович Шушин из Высокого Осёлка и Семён Иванович Маринин из Русского Маклакова. Информация о них размещена на моем сайте ledrov.ru. К сожалению, о таких людях мы забыли! Между тем, ещё в годы Великой Отечественной войны военнослужащим Красной Армии было разрешено ношение Георгиевских крестов, которые они получили в царской армии, и статус георгиевского кавалера был приравнен к статусу кавалера ордена Славы. В качестве государственной награды орден Святого Георгия и Георгиевский крест были восстановлены в 1992 году. Иными словами, память о полных георгиевских кавалерах заслуживает такого же уважительного отношения, как и память о полных кавалерах ордена Славы и Героях Советского Союза. Благоустройство могилы Волкова должно стать делом чести как для администрации Красноватрасского сельсовета, так и для членов Молодёжной палаты при Земском собрании района.

У села Ивановского русло Урги постепенно отклоняется на юго-восток, здесь долина реки расширяется и становится более живописной. На вершине левого берега раскинулось село Быковка уже Воротынского района. Раньше это была вотчина Демидовых. После отмены крепостного права тут же размещалась земская управа Васильсурского уезда. Село украшает каменная Христорождественская церковь, построенная в 1830 году в стиле классицизма, рядом с которой сохранился дворянский некрополь. Если спуститься по Урге вниз, проплыв мимо воротынского Покров-Майдана, а затем самых труднодоступных селений Спасского района – Петровки и Солонихи, в которой ещё можно увидеть разваливающуюся деревянную Богородицерождественскую церковь конца XIX века, мы окажемся у устья речки Уронги. На её берегах расположены старейшие русские населённые пункты нашего края – Антоново, Быковы Горы, Турбанка и Масловка…

 

Сергей Ледров,

кандидат исторических наук.

Категория: Малая родина | Просмотров: 1936 | Добавил: Ripty | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Меню сайта
Погода
Яндекс.Погода
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Март 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Наш опрос
Нужно ли, на ваш взгляд, ввести в школах района единую форму для учителей?
Всего ответов: 102
Статистика

Онлайн всего: 69
Гостей: 69
Пользователей: 0