Низовка, для который этот год юбилейный – 400 лет, знаменита не только своей древностью, но и величественным каменным храмом, горделиво возвышающимся над селом и постепенно возвращающимся к полноценной жизни. У этого храма тоже юбилей – 200 лет с начала строительства. Две круглые даты – хороший повод рассказать о начальной истории села и его святыни. Так считает кандидат исторических наук Сергей Ледров.
Читайте статью Сергея Ледрова «Низовка: два юбилея». Газе
...
Читать дальше »
|
Ранее наша газета уже сообщала, что новая книга Сергея Ледрова «Два села» была признана лучшей книгой по истории и культуре Нижегородского края среди краеведческих изданий, выпущенных в свет в 2021 году. И вот пришла ещё одна приятная новость. Исторический труд нашего земляка получил признание на всероссийском уровне, а её автор был удостоен диплома победителя конкурса «Наследие выдающихся предпринимателей России».
...
Читать дальше »
|
В феврале 1943 года, 80 лет назад, завершилась Сталинградская битва, благодаря победе в которой Красная Армия остановила натиск немецко-фашистских войск и их союзников. У стен героического города на Волге сложили головы или были ранены 1 млн 130 тыс. советских солдат и офицеров. Происходившие здесь события переживала вся страна. Закрепление у берегов великой русской реки позволило бы немцам не только улучшить условия наступления на юг, но и создать плацдарм для продвижения вверх по Волге, в том числе и к Горьковской области. В этой статье рассказывается, как была отражена Сталинградская битва в публикациях районной газеты «Знамя коммунизма» осенью 1942 – весной 1943 годов.
...
Читать дальше »
|
Зигзаги истории непредсказуемы. С одной стороны, современная реформа местного самоуправления ставит крест на его низовом элементе, возникшем ещё в советскую эпоху – сельском Совете, а с другой – возрождает само понятие «совет» применительно к представительному органу новой муниципальной власти – окружному совету депутатов вместо районного Земского собрания. На смену муниципальным районам пришли муниципальные округа (или городские округа – если не менее двух третей населения округа проживает в г
...
Читать дальше »
|
На рубеже XIX-XX веков в нашем крае получила широкое распространение кустарная промышленность. Отличавшаяся значительным локальным разнообразием и соотносившаяся с жизнью населения городов и сёл, она заняло видное место в развитии российского предпринимательства. Изучение такого вида промышленной деятельности позволяет расширить знания об истоках низшего слоя предпринимателей нашей страны и Нижегородского Поволжья в частности.
Всё разнообразие товаров, производимых крестьянами-кустарями Спасской и окрестных волостей Васильсурского уезда, можно было видеть на местных Спасской и Маро
...
Читать дальше »
|
Уважаемые читатели, сегодня мы открываем на страницах нашей газеты проект «Их имена в истории района». В рамках проекта рады представить вашему вниманию новый цикл публикаций нашего известного краеведа Сергея Ледрова, посвященных приближающемуся 620-летию села Спасского и 90-летию Спасского района. За такую многовековую историю на спасской земле родилось и жило немало людей, которые успешно проявили себя в различных сферах деятельности и стали известны далеко за пределами нашего края. О них и пойдёт речь. Герои первого такого рассказа – лица духовного звания из далёкого XVII века – Павел Маровский и Игнатий Римский-Корсаков.
Главная достопримечательность Спасско
...
Читать дальше »
|
Из Татарского Маклакова наш путь лежит в юго-западную оконечность Спасского района, в самую что ни на есть его глубинку. До 1944 года границы района тут были шире и включали даже сёла Троицкое (бывшее имение князей Гагариных, с большой каменной церковью начала XIX века) и Шишковердь (родину известного нижегородского поэта Александра Люкина), а также ряд других населённых пунктов. Сейчас в границах Спасского района тут с постоянным населением остались только сёла Русское Маклаково и Ключищи. В истории каждого из них есть уникальные страницы.
Русское Маклаково изначально называлось Коропово. Местность, где оно возникло – Коропово поле &ndash
...
Читать дальше »
|
Одной из особенностей Спасского района является многонациональный состав его населения. Наряду с Краснооктябрьским и Пильнинским районами он входит в число административно-территориальных единиц Нижегородской области с наименьшей долей русского населения (не более 80 %). Второй по численности нацией, представители которой проживают в нашем крае, являются татары. Они поселились тут, как минимум, четыре столетия назад и также по праву могут считаться коренными жителями этих мест, бережно хранящими самобытную культуру своих предков. Татары Спасского района этнически относятся к татарам-мишарям – одному из субэтносов татарской нации. Их предками являются курмышские служилые татары, перешедшие в подданство русского царя и получившие за это поместья на юго-востоке со
...
Читать дальше »
|
В одном из первых очерков-путешествий уже было отмечено, что населённые пункты Спасского района в основном сгруппированы по берегам рек. Судя по сведениям из самых ранних дошедших до нас писцовых описаний, наиболее древние населённые пункты, из ныне существующих, появились в долине речки Уронги (встречается и название Урынга). Это восточная окраина Спасского района, ближе всех расположенная к Курмышу – первоначальному административному центру местных земель. Ведь современное село Курмыш Пильнинского района когда-то было уездным городом, основанным ещё в XIV веке. Территориальная близость уездной столицы и стала одной из причин раннего появления постоянного населения на берегах Уронги.
...
Читать дальше »
|
Путешествуя по Спасскому району, на своём пути мы второй раз пересекаем речку Ватраску. Теперь уже в её нижнем течении. Здесь, на её левом берегу, расположен Новый Усад (Новая Деревня, а то и просто Деревня). Возник он в XVII веке и долгое время действительно считался рядовым населённым пунктом – деревней. Лишь в начале XX века Новый Усад получил статус села, благодаря тому, что в нём была возведена (последняя по времени постройки в Спасском районе) каменная приходская церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Данный храм является главной местной достопримечательностью, отличной от других культовых сооружений округи как по месторасположению, архитектуре, так и по особенностям религиозных обрядов, для исполнения которых первоначально предназ
...
Читать дальше »
| |